Настоящий бриллиант, который наша страна потеряла уже в период современной России. Как же так, товарищи?! Как мы могли так низко пасть, что своими руками уничтожили свой важнейший стратегический объект за рубежом? Речь идёт о порте Камрань
– военная база во Вьетнаме, которая в своё время перешла к нам прямо из рук американцев. Таким образом этот военный объект не просто служил нам верой и правдой, но был символом победы над нашим злейшим врагом – США. Дескать, было ваше – стало наше! До свидания! Но вот, время неумолимо шло вперёд, в девяностых не стало нашей страны. А затем, как вы помните, последовала полная капитуляция СССР на внешних фронтах – ушли мы отовсюду, откуда можно было уйти. Камрань оставалась одним из последних наших плацдармов на дальних рубежах и крупнейшей военной базой за границей. Но и оттуда мы ушли – добровольно! Просто безумие!
С чего всё начиналось
После окончания Второй мировой войны, по итогам Женевских соглашений территория Вьетнама была разделена на две части – Северный и Южный Вьетнам. Это было временное решение, поскольку гражданская война во Вьетнаме была в самом разгаре. Очень скоро противостояние плавно переросло в полноценную Вьетнамскую войну, которая продолжалась долгих 18 лет. В этом регионе были интересы многих стран, поэтому неудивительно, что за каждой из сторон стояла мощная внешняя сила. Южный Вьетнам перешёл под контроль США и союзников. Северный Вьетнам – под контроль СССР и союзников. Война была неизбежна! США официально ввели свои войска во Вьетнам в марте 1965 года. Хотя они там находились и до указанной даты. СССР и союзники осуществили ввод войск в июле 1965 года, как ответ на агрессию Южного Вьетнама по отношению к Северу. Благо, мы очень грамотно использовали «болевые точки» американцев, используя стратегию ведения партизанской войны. Конечно, не только партизанщиной мы побеждали врага – при нашей поддержке были проведены ряд полномасштабных атак на силы противника.
Американские военные в период Вььетнамской войны
В СССР понимали, что США несут большие потери в регионе, и что на американское правительство усиливается давление со стороны граждан. Население не очень понимало, ради чего в их страну регулярно заходят вьетнамские конвои с «грузом 200». Не понимали к тому моменту, чего ради идёт война, и сами американские солдаты. Армия США впервые за долгое время терпела крах – моральный дух американской армии был разложен. Военные США впадали в депрессию, в результате чего каждый пятый из них «ударился» в наркоманию. СССР и союзники понимали – можно дожать! Ещё немного, и враг падёт! В ноябре 1968 года в США прошли выборы президента. На тот момент уже всем было очевидно, что из Вьетнама надо бежать, и как можно скорее! Победил Ричард Никсон, который сыграл на чувствах населения заявив, что он выступает за прекращение войны во Вьетнаме. В 1969 году военным руководством США была разработана доктрина «вьетнамизации», то есть постепенный выход сил США из региона.
Военнослужащие оказывают помощь своему товарищу, апрель 1968 года
В 1972 году северовьетнамские войска при поддержке СССР и союзников начали наступление на позиции южновьетнамской армии. Американцы в целом смогли отразить удар, но проблема в том, что это была согласованная операция двух сторон. Дать отпор Северному Вьетнаму им удалось именно потому, что «успешное отражение» атаки послужило поводом для США осуществить «почётную капитуляцию». Дескать – вот, мы вроде и не проиграли, но войска выводим. Это подтверждается и тем фактом, что США не стали вмешиваться в конфликт спустя три года, в 1975 году. В марте того же года северовьетнамские войска развернули полномасштабное наступление и полностью разгромили южновьетнамскую армию. 30 апреля 1975 года коммунисты подняли знамя победы над Дворцом Независимости в Сайгоне. Война закончилась победой народной армии Северного Вьетнама при поддержке СССР и союзников.
Трофеи СССР и союзников
После окончания войны северовьетнамской армии достались бесчисленные трофеи. Только военная техника и вооружения оценивались в сумму свыше $5 млрд. Более 500 танков, свыше 1300 бронетранспортёров, более 1000 единиц самолётов, 80 кораблей, почти миллион винтовок и столько же автоматов. Полный список вооружений можно продолжать долго. И, главное, после китайско-вьетнамской войны нашей стране абсолютно бесплатно досталась база Камрань в Южном Вьетнаме. Отличный, современный порт, при чём один из самых глубоких портов в мире, что позволяло даже самым тяжёлым кораблям входить в бухту Камрань. Американцы вложили туда немало денег – они построили современный аэродром с большой взлётно-посадочной полосой и современную радиолокационную станцию. Уникальный военный объект! И вот, всё это добро перешло в наши руки – 2 мая 1979 года между Вьетнамом и СССР был заключён 25-летний договор об использовании военно-морским флотом СССР базы Камрань. В скором времени на базе Камрань была построена крупнейшая советская военная база за рубежом. В бухте была образована регулярная войсковая часть 31350 с общей численностью порядка 6000 военнослужащих.
Военная база Камрань и советский флот, 1985 год
Значение бухты Камрань сложно переоценить. Благодаря присутствию советских военных в регионе, наш флот контролировал происходящее в Индийском океане и в Персидском заливе. Как уже говорилось выше, за размещение своего флота мы не платили ни копейки. Вьетнам и сам был заинтересован в том, чтобы мощная советская армия защищала их страну от нападок врага. Но, как известно, история СССР весьма печальна, и деградация внутри нашей страны прямым образом отразилась на наших объектах за рубежом. В девяностых в порт Камрань практически не заходили советские корабли, а численность военных с нескольких тысяч была сокращена до нескольких десятков. Жалкое зрелище, ничего не скажешь! Вьетнам, понимая, что от России уже не так много толку, разрешил нам продолжить своё военное присутствие на территории страны. Но предложил заплатить за аренду военной базы – порядка $200-300 млн. в год. На тот момент для России это была «непозволительная роскошь», да и базу Камрань мы практически не использовали. Поэтому незадолго до истечения срока действия договора (май 2004 года), президент Путин принял решение о ликвидации наших баз в бухте Камрань.
Советский самолёт Ту-142 на аэродроме военной базы Камрань
Чудовищная ошибка! Возможно, сейчас Путин и сам понимает всю тяжесть своего решения, ведь мир поменялся, и взгляды нашего президента очень отличаются от тех, что были у него 16 лет назад. Но тогда, в начале нулевых, Путин был не столь опытным политиком. К тому же в нём преобладали либеральные взгляды. Он верил, что честное сотрудничество с США и НАТО – возможно. К тому же Путин не видел серьёзных препятствий для членства России в НАТО. И это не шутка! Это вам подтвердят люди, которые имели близкие контакты с президентом в тот период. Вполне возможно, что мы пошли на какие-то уступки, но снова были обмануты. Ведь помимо базы Камрань мы также ушли с Кубы. Прозрение пришло, но слишком поздно. Как известно, свои взгляды президент Путин резко поменял в 2008 году, именно тогда он произнёс свою знаменитую Мюнхенскую речь, от которой зал упал в обморок. События 2014 года – это лишь воплощение в жизнь всего того, что было сказано им тогда. Сегодня, конечно, совсем другие времена, и Россия уже другая. И мир тоже другой. Военными базами в наше время не разбрасываются.
Президент Путин во время своего визита во Вьетнам, 2006 год
Неудивительно, что после того, как в 2002 году базу Камрань покинули последние наши военные, США и Китай наперегонки друг с другом засыпали Вьетнам предложениями об аренде этой базы. При чём по цене почти втрое выше той, которую Вьетнам просил у России. Наши так называемые партнёры готовы были предложить ежегодную плату в размере $500 млн. Только вот правительство Вьетнама решило изменить политику, и больше не размещать иностранные военные базы на своей территории. Это решение спустя 16 лет, 2 июня 2018 года подтвердил министр обороны Вьетнама Нго Суан Лить. Попытки вернуть базу Камрань наша страна предпринимала неоднократно. Но максимум, чего нам удалось добиться – это разрешения на заход в порт наших кораблей и разрешения на посадку наших истребителей на аэродроме Камрань. Конечно, никто нам уже не отдаст эти базы – а мы, конечно же, и сами побоимся навредить интересам Китая, который мечтает об этой базе. Да и американские ястребы днём и ночью обивают пороги вьетнамского правительства в надежде склонить чашу весов в свою пользу. Здесь идёт игра в другой весовой категории, где нам уже просто нет места. Скорее всего в тот день, 24 апреля 2002 года, когда паром «Сахалин-9» причалил в Камрань и забрал оттуда остатки техники и последних военных, мы безвозвратно ушли из Вьетнама.
Ставьте палец вверх, если согласны с тем, что мы допустили ошибку, отказавшись от использования вьетнамской базы Камрань.